Музыку создаёт народ, а мы, художники, только её аранжируем. (Михаил Глинка) Двадцатый выпуск коллекции посвящён сразу трём выдающимся русским композиторам - Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857), Модесту Петровичу Мусоргскому (1839-1881) и Анатолию Константиновичу Лядову (1855-1914). Одним из проявлений небывалого культурного подъёма в России в XIX веке стало бурное развитие национального музыкального искусства, которое заявило о себе целой плеядой великих талантов. В ряду видных композиторов, чьи имена непосредственно связаны со становлением форм и традиций нового музыкального выражения, наиболее весомой фигурой по праву считается Михаил Глинка. Нужно быть настоящим гением, чтобы, не имея эталонов, создать в законченном виде основные формы классических жанров - оперы, симфонических произведений, романса и камерных сочинений. Глинка буквально вывел русскую музыку из тени, обозначив её главные пути - опору на русский фольклор и глубокую реалистичность высказывания. Важнейшую роль творчества Глинки очень ёмко оценил музыкальный критик В.В.Стасов, сравнив его с А.С.Пушкиным: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке». На музыке Глинки были воспитаны все выдающиеся русские композиторы XIX века, как первого поколения (к которому принадлежит Мусоргский), так и второго (представителем которого является Лядов). Продолжая аналогию с великими писателями, Модеста Мусоргского, для музыки которого характерно изображение сложных психологических образов, можно можно было бы сравнить с Ф.М.Достоевским, а Лядова, в позднем творчестве которого ярко проявились сказочно-фантастические мотивы, - с Н.В.Гоголем. О каждом из представленных композиторов можно было бы сказать очень много, и каждый из них по праву достоин отдельного тома, однако издатели компенсировали спорность своего решения о «совмещении» великолепным составом аудиоприложения, куда вошли подлинные шедевры русской классической музыки, среди которых я хотел бы особо выделить «Вальс-фантазию» молодого Глинки, «Избушку на курьих ножках» из «Картинок с выставки» Мусоргского и «Музыкальную табакерку» Лядова (если кто-то ещё не знаком с творчеством этого композитора, уверен, что его ждёт очень приятное открытие). Название: Великие композиторы. Выпуск 20. Русская классика Год: 2009 Жанр: искусство Формат: pdf (OCR) + mp3 (аудиоприложение) Качество книги: хорошее Язык: русский Качество звука: 320 кбит/сек; 44 кГц; стерео Время звучания: 01:05:47 Размер: 15.82 Mb + аудиоприложение 137.05 Mb МИХАИЛ ГЛИНКА 01. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (5:07) 02. Вальс-фантазия (8:51) 03. «Камаринская», фантазия для оркестра на темы двух русских песен - свадебной и плясовой (7:25) (Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр - Евгений Светланов) МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ «Картинки с выставки»: 04. Прогулка (1:07) 05. 1. «Гном» (2:23) 06. Тема прогулки (0:44) 07. 2. «Старый замок» (4:41) 08. Тема прогулки (0:23) 09. 3. «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») (0:59) 10. 4. «Быдло» (2:13) 11. Тема прогулки (0:33) 12. 5. «Балет невылупившихся птенцов» (1:14) 13. 6. «Два еврея, богатый и бедный» (1:46) 14. Прогулка (1:06) 15. 7. «Лимож. Рынок» («Большая новость») (1:19) 16. 8. «Катакомбы» («Римская гробница»). «С мёртвыми на мёртвом языке» (3:48) 17. 9. «Избушка на курьих ножках («Баба-Яга») (3:03) 18. 10. «Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве») (4:58) (Святослав Рихтер, фортепиано) АНАТОЛИЙ ЛЯДОВ 19. «Кикимора», народное сказание (8:02) 20. «Музыкальная табакерка», вальс-шутка (2:24) 21. «Баба-Яга», картинка к русской народной сказке (3:24) (Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр - Евгений Светланов) |