Его музыка живёт не насаждаемая никем, живёт в собственной жизнестойкости. (Георгий Свиридов) 21-й выпуск коллекции посвящён первому великому композитору-романтику Францу Шуберту (1797-1828). Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию - всё это определяло облик творчества Шуберта. В его естественно и непринуждённо льющихся мелодиях нашли отзвук поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний. Шуберт прожил очень короткую земную жизнь, однако его творчество поражает своим многообразием. Это и более шестисот песен для голоса и фортепиано. Шуберт был первым, кто довёл до совершенства этот синтетический жанр, где поэзия и музыка существуют в неразрывном единстве. Это и сборники пьес для фортепиано: экспромты, музыкальные моменты, бесчисленные танцевальные миниатюры... В каждой миниатюре - одно или два настроения, момент созерцательной жизни души, схваченный ухом композитора и растянутый на несколько прекрасных минут, пролетающих как одно мгновение. Это, наконец, симфонии и сонаты - их формы позаимствованы у предшественников, но при первом же взгляде на их содержание мы увидим, что подход Шуберта к этим жанрам совсем другой. Здесь есть и эпический масштаб, и мучительная борьба, но сами темы будто сошли со страниц песенных сборников или инструментальных миниатюр. И развиваются они совсем по-другому: не дробясь друг о друга и не сотрясая мощной архитектуры симфонического здания, как у Бетховена, а наоборот, повторяясь вновь и вновь, как в баховских фугах, и становясь от этого еще и еще прекраснее... Философия красоты у Шуберта везде остаётся неизменной: гётевское «остановленное мгновение» - прекрасное, продолжающее само себя, растущее позаконам более природным, нежели классически-музыкальным. Красота у Шуберта, однако, повсюду сталкивается с ожидаемой или внезапной драмой, поражающей слушателя в самое сердце - с тем, единственно, чтобы «прекрасное мгновение», остановленное искусством гения, оказавшись в нашем земном, страдальческом и тревожном мире, сделалось бы ещё ослепительнее в сравнении с ним. Состав аудиоприложения позволяет получить весьма всестороннее представление о творчестве композитора. Особенно приятно, что издатели не забыли включить в сборник такие всемирно известные шедевры, как «Аве Мария», «Серенада», фрагменты из «Девушки и смерти» и «Прекрасной мельничихи». Название: Великие композиторы. Выпуск 21. Шуберт Год: 2009 Жанр: искусство Формат: pdf (OCR) + mp3 (аудиоприложение) Качество книги: хорошее Язык: русский Качество звука: 320 кбит/сек; 44 кГц; стерео Время звучания: 01:06:10 Размер: 16.39 Mb + аудиоприложение 151.45 Mb 01. «Аве Мария», соч. 52 № 6 (слова В. Скотта) (6:35) (Ирина Архипова, меццо-сопрано; Олег Янченко, орган) 02. Музыкальный момент фа минор, соч. 94 № 3 (1:41) (Святослав Рихтер, фортепиано) 03. «Серенада» (слова Л. Рельштаба) (3:50) (Дитрих Фишер-Дискау, баритон; Джералд Мур, фортепиано) 04. Salve Regina для сопрано и струнных, соч. 153 (12:01) (Гаэлин Габора, сопрано, ансамбль струнных инструментов, дирижёр - Владимир Спиваков) 05. Экспромт ля-бемоль мажор, соч. 142, № 2 (7:00) (Святослав Рихтер, фортепиано) «Прекрасная мельничиха», вокальный цикл, соч. 25: 06. № 1 «В путь» (слова В. Мюллера в переводе И. Тюменева) (2:12) 07. № 19 «Мельник и ручей» (слова В. Мюллера в переводе И. Тюменева) (3:28) (Георгий Виноградов тенор; Георг Орентлихер, фортепиано) Соната для фортепиано № 3 ля мажор, соч. 120 08. I часть. Allegro moderato (10:45) (Михаил Плетнев, фортепиано) 09. «Лесной царь», соч. 1 (баллада на слова И.В. Гете, в пер. В. Жуковского) (4:32) (Борис Гмыря, бас; Лев Острин, фортепиано) Квартет № 14 ре минор «Девушка и смерть» 10. I часть. Allegro (10:00) (Квартет имени Бетховена) Симфония № 8 си минор, «Неоконченная» 11. I часть. Allegro moderate (14:00) (Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии, дирижёр - Александр Дмитриев) |