Вот настоящая музыка! Вот чем следует наслаждаться, вот что следует всасывать в себя всем, кто желает воспитать в себе здоровое музыкальное чувство, здравый вкус. (А. Н. Серов о музыке Гайдна) 22-й выпуск коллекции посвящён великому австрийскому композитору Йозефу Гайдну (1732-1809). Его творческий путь прдолжался около полувека и охватил все этапы развития венской классической школы - от её зарождения в 1760-х годах вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века. Интенсивность творческого процесса, богатство фантазии, свежесть восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохранились в искусстве Гайдна до самых последних лет его жизни. Гайдна справедливо считают отцом симфонии и струнного квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра. Гайдн оставил огромное творческое наследие - около 1000 произведений во всех жанрах и формах, существовавших в музыке того времени (симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы, песни и т. п.). Крупные циклические формы (104 (!) симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты) составляют основную, самую драгоценную часть творчества композитора, определяют его историческое место. Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. И. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты». В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных «зарисовках». Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека. Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни - серьёзные, драматические, лирико-философские, юмористические - приведены к единству и равновесию. Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Очень поэтично об этом сказал Э. Т. А. Гофман: «В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей… Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая…». Название: Великие композиторы. Выпуск 22. Гайдн Год: 2009 Жанр: искусство Формат: pdf (OCR) + mp3 (аудиоприложение) Качество книги: хорошее Язык: русский Качество звука: 320 кбит/сек; 44 кГц; стерео Время звучания: 01:12:16 Размер: 15.74 Mb + аудиоприложение 143.42 Mb Соната для фортепиано № 34 ми минор (Анатолий Ведерников (фортепиано)) 01. I часть. Presto (5:38) Трио № 25 соль мажор (Игорь Жуков (фортепиано), Григорий Фейгин (скрипка), Валентин Фейгин (виолончель)) 02. I часть. Andante (5:43) 03. II часть. Poco adagio. Cantabile (6:11) 04. III часть. Rondo all'Ongarese (Presto) (3:11) Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор (Оркестр ГАБТ СССР, дирижёр - Фуат Мансуров) 05. I часть. Vivace (8:45) Концерт для чембало и скрипки с оркестром фа мажор (Михаил Вайман (скрипка), Алла Жохова (чембало), камерный оркестр ЛГФ, дирижёр - Лев Шиндер) 06. I часть. Allegro moderato (7:03) Симфония № 103 ми-бемоль мажор «С тремоло литавр» (Государственный симфонический оркестр МК СССР, дирижёр - Геннадий Рождественский) 07. I часть. Adagio - Allegro con spirito (8:01) 08. II часть. Andante (8:50) 09. III часть. Menuetto (5:15) 10. VI часть. Allegro con spirito (5:59) Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная» (Московский камерный оркестр, дирижёр - Рудольф Баршай) 11. Финал. Presto. Adagio (7:32) |