Не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая (В. Стасов) 25-й выпуск коллекции посвящён выдающемуся представителю венгерского музыкального искусства Ференцу Листу (1811-1886), композиторское творчество которого неотделимо от всех других форм разнообразной и интенсивнейшей деятельности этого подлинного энтузиаста в искусстве. Пианист и дирижёр, музыкальный критик и неутомимый общественный деятель, он был по словам А. Бородина «жаден и чуток ко всему новому, свежему, жизненному; враг всего условного, ходячего, рутинного». Лист всегда с исключительной чуткостью улавливал и поддерживал новое и самобытное в искусстве, способствуя развитию музыки национальных европейских школ (чешской, норвежской, испанской и других), особенно выделяя русскую музыку - творчество М. Глинки, А. Даргомыжского, композиторов Могучей кучки, исполнительское искусство А. и Н. Рубинштейнов. В течение многих лет Лист пропагандировал творчество Вагнера. Лист вошёл в историю музыки как смелый новатор в области музыкальной формы, гармонии, он обогатил новыми красками звучание фортепиано и симфонического оркестра, дал интересные образцы решения ораториальных жанров, романтической песни, органных произведений. Восприняв многое от культурных традиций Франции и Германии, являясь национальным классиком венгерской музыки, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры всей Европы. Лист по праву считается величайшим пианистом XIX века. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности. Именно в фортепианной музыке Листа впервые оформились его художественные идеи, направляемые мыслью о необходимости активного духовного воздействия на людей. Стремление к утверждению воспитательной миссии искусства, к соединению для этого всех его видов, к возвышению музыки до уровня философии и литературы, к синтезу в ней глубины философско-поэтического содержания с живописностью воплотилось в листовской идее программности в музыке. Он определял её как «обновление музыки путем её внутренней связи с поэзией, как освобождение художественного содержания от схематизма», приводящее к созданию новых жанров и форм. Творчество Листа насчитывает 647 сочинений, из которых 63 для оркестра и около 300 переложений для фортепиано. С избранными фортепианными сочинениями композитора, среди которых особенно выделяются бессмертные «Грёзы любви», позволяет познакомиться аудиоприложение. Название: Великие композиторы. Выпуск 25. Лист Год: 2009 Жанр: искусство Формат: pdf (OCR) + mp3 (аудиоприложение) Качество книги: хорошее Язык: русский Качество звука: 320 кбит/сек; 44 кГц; стерео Время звучания: 01:07:23 Размер: 15.62 Mb + аудиоприложение 136.57 Mb 01. «Грёзы любви», ноктюрн №3 ля-бемоль мажор (4:04) (Ван Клиберн (фортепиано)) 02. Сонет Петрарки № 104 (7:37) (Лев Власенко (фортепиано)) 03. «Мефисто-вальс» №1 («Танец в деревенском кабачке», эпизод № 2 из «Фауста» Н. Ленау) (10:56) (Лазарь Берман (фортепиано)) Соната си минор (Ван Клиберн (фортепиано)) 04. Lento assai. Allegro energico (3:00) 05. Grandioso. Recitativo (8:06) 06. Quasi adagio (6:18) 07. Allegro energico. Andante sostenuto. Lento assai (10:23) 08. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор (17:07) (Павел Серебряков (фортепиано), Симфонический оркестр Московской Государственной филармонии, дирижёр - Кирилл Кондрашин) |