Сен-Санс принадлежит в своём отечестве к небольшому кружку представителей идеи прогресса в музыке (Петр Чайковский) 26-й выпуск коллекции посвящён Шарлю-Камилю Сен-Сансу (1835-1921), который вошёл в историю прежде всего как композитор, пианист, педагог и дирижёр. Однако подобными гранями далеко не исчерпывается талант этой поистине универсально одаренной личности. Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе, хорошо рисовал и даже был избран членом Французского астрономического общества. Яркое музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем детстве, что составило ему славу «второго Моцарта». С трех лет будущий композитор уже обучался игре на фортепиано, в 5 - начал сочинять музыку, а с десяти выступал как концертирующий пианист. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений. Его искусство органной импровизации очень быстро снискало всеобщее признание в Европе. На протяжении всего творческого пути композитор особенно плодотворно работал в области инструментальных жанров, отводя первое место виртуозным концертным произведениям. Широкую известность приобрели такие сочинения Сен-Санса, как представленные в аудиоприложении Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром и Симфония № 3 до минор (с органом). Эти и другие произведения (программные симфонические поэмы, 5 фортепианных концертов, 12 опер) выдвинули Сен-Санса в ряд крупнейших французских композиторов. Искусству Сен-Санса свойственны образы светлой лирики, созерцательности, но, кроме того, и благородная патетика, и настроения радости. Интеллектуальное, логическое начало нередко в его музыке преобладает над эмоциональным. Пожалуй, никто из французских композиторов не мыслил столь ясно и с искренней простотой, выражающейся в строгости форм, лаконичности мелодий и отточенности пронизывающего его музыку «живого ритма». Как заметил Жан Шантавуан: «…Если французская музыка - эхо французского духа - имела более глубоких и более оригинальных мыслителей, чем Сен-Санс, то она никогда не имела композиторов с большей чистотой письма». Своими лучшими произведениями Сен-Санс вписал одну из ярких страниц в историю мировой музыкальной культуры. Название: Великие композиторы. Выпуск 26. Сен-Санс Год: 2009 Жанр: искусство Формат: pdf (OCR) + mp3 (аудиоприложение) Качество книги: хорошее Язык: русский Качество звука: 320 кбит/сек; 44 кГц; стерео Время звучания: 01:11:07 Размер: 13.36 Mb + аудиоприложение 136.39 Mb 01. «Лебедь» из фантазии «Карнавал животных» (3:13) (Святослав Кнушевицкий (виолончель), Алексей Зыбцев (фортепиано)) 02. Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром ля минор, соч. 28 (9:04) (Роза Файн (скрипка), Симфонический оркестр Московской Государственной филармонии, дирижёр - Кирилл Кондрашин) 03. Концерт для виолончели с оркестром ля минор, соч. 33 (19:59) (Федор Пузанов (виолончель), Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр - Александр Лазарев) Симфония №3 до минор (с органом), соч. 78 (Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр - Евгений Светланов) 04. I часть. Adagio-Allegro moderato (11:01) 05. Росо adagio (10:09) 06. II часть. Allegro moderato (7:48) 07. Maestoso (9:48) |