…Наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьянённостью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная весёлость царят легко и свободно, как в дни карнавалов. (Б. Асафьев) Пожалуй, 30-й выпуск является самым необычным в коллекции. Имена представленных в нём композиторов наверняка знакомы большинству любителей классической музыки, но вряд ли это же можно сказать и про их творчество. Тем интереснее будет познакомиться с целой плеядой замечательных композиторов, представляющих в истории музыкального искусства пышную и яркую эпоху итальянского барокко. Италия - страна с высочайшими музыкальными традициями, и неудивительно, что именно там, в XVI-XVII веках зародился новый «свободный» стиль, требующий большей эмоциональности, виртуозности музыкантов, более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии, выразительности, импровизации и использования изысканных музыкальных украшений, стиль, несущий в себе сам дух итальянского искусства - барокко. Главный инструмент эпохи - скрипка, а одной из основных барочных музыкальных форм стала опера. В творчестве композиторов неаполитанской оперной школы преобладала опера-сериа (от ит. seria - серьёзная), обычно на мифологический сюжет. Ещё существовала опера-буффа (от ит. buffa - комическая) - с весёлым бытовым сюжетом. Большую популярность приобрели сонаты. В эпоху барокко сонаты делились на два вида: камерную сонату (sonata da camera), состоявшую из прелюдий и танцев, и сонату церковную (sonata da chiesa). Также к характерным барочным жанрам можно отнести оратории, кантаты, партиты, хоральные прелюдии, мессы. Весьма распространен в эпоху барокко становится жанр кончерто гроссо (от ит. сoncerto grosso - большой концерт) - оркестровое произведение, написанное в форме старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов concertino (малая концертная группа) «соревнуется» со всей массой оркестра (tutti). Итак, на сoncerto grosso Вас приглашают: Арканджело Корелли (1653-1713), который по праву считается основателем художественной игры на скрипке, Алессандро Скарлатти (1660-1725), один из главных оперных композиторов барокко и основатель Неаполитанской оперной школы, Джузеппе Тартини (1692-1770), который по мнению Давида Ойстраха, «принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVII века, искусство которых сохраняет свое художественное значение и по сей день», Пьетро Локателли (1695-1764), скрипач-виртуоз, композитор и педагог, Бальдассаре Галуппи 1706-1785) - ещё один мастер итальянской оперы, в особенности комической оперы-буфф, Джованни Баттиста Перголези (1710-1736) - крупнейший представитель Неаполитанской оперной школы и создатель жанра оперы-буфф. Название: Великие композиторы. Выпуск 30. Итальянское барокко Год: 2009 Жанр: искусство Формат: pdf (OCR) + mp3 (аудиоприложение) Качество книги: хорошее Язык: русский Качество звука: 320 кбит/сек; 44 кГц; стерео Время звучания: 01:10:50 Размер: 15.89 Mb + аудиоприложение 148.81 Mb АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ 01. Sonata da chiesa, соч. 1 № 10 (7:06) (Владимир Спиваков (скрипка); Анатолий Шейнюк (скрипка); Юрий Туровский (виолончель); Сергей Дижур (клавесин)) 02. Concerto grosso № 4 ре мажор для струнного оркестра, соч. 6 № 4 (11:38) (Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (камерный состав), дирижёр - Давид Ойстрах) АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ 03. "Miserere" (9:19) (Камерный хор «Avt Sol», Айварс Капейс (орган Рижского Домского собора); Камерный оркестр ГФ ЛССР, дирижёр - Товий Лифшиц) 04. Соната ля мажор (7:33) (Ансамбль «Barocco Revaliensis») ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ 05. Соната для скрипки и фортепиано "Трель дьявола" (15:26) (Семен Снитковский (скрипка); Инна Коллегорская (фортепиано)) ПЬЕТРО ЛОКАТЕЛЛИ Соната для виолончели и фортепиано ре мажор: 06. I часть. Allegro (3:32) (Наталия Гутман (виолончель); Светлана Величко (фортепиано)) БАЛЬДАССАРЕ ГАЛУППИ 07. Концерт для флейты с оркестром соль мажор (10:18) (Владимир Федотов (флейта); Лев Болдырев (клавесин), Ансамбль старинной музыки, дирижёр - Владимир Федотов) ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПЕРГОЛЕЗИ «Стабат Матер» для солистов, хора и оркестра 08. №1. Дуэт Граве (5:55) (Галина Писаренко (сопрано); Ирина Архипова (меццо-сопрано); Государственная республиканская русская капелла; Московский камерный оркестр, дирижёр - Рудольф Баршай) |